|
|
УДМУРТЫ
Общие
сведения:
(самоназв.),
удморт, укморт – народ (746,8 тыс.
чел., 1989), коренное население
Удмуртской Республики. Числ. в
России 715 тыс. чел., в Удмуртии –
496,5 тыс., живут также в Татарии,
Башкирии, Казахстане, Перской.,
Кировской, Екатеринбургской областях.
По антропологичесим
характеристикам удмурты
относятся к субуральскому (вятско-камскому)
или сублапонидному типу. Он
сформировался в результате
смешения между европеоидными и
монголоидными группами. В составе
удмуртов выделяют несколько
локальных антропологич. подтипов.
Удмурты говорят на удмуртском яз.,
к-рый относится к пермской ветви
финно-угорской группы уральской
семьи языков. Имеются диалекты:
северный, южный, бесермянский и
срединные говоры. Большинство У.
говорит на русском языке.
Письменность на основе русского
алфавита.
Большая
часть верующих У. – православные,
некоторая часть придерживается
традиц. верований, а часть исполняет
как православные, так и собственно
удмуртские обряды.
Удм.
Республика расположена в
северо-западном лесном Приуралье.
Как государственное образование
удмуртского народа учреждена 4
ноября 1920 г. Территория Удмуртии(42,1
тыс.кв.км.) больше Бельгии,
Нидерландов, Швейцарии, примерно
равна площади Дании. По переписи
1989 г. Удмуртию населяет 1609,1 тыс.
чел. Столица – Ижевск (по
удмуртски Ижкар/ Ошкар),
сравнительно молодой, но быстро
растущий город (650 тыс. жит.),
крупный индустр., науч.,
культурный центр с мощным
интеллектуальным потенциалом.
Здесь успешно функционируют Удм.
гос. университет, Ижевский
технич. университет, медицинская
и сельскохозяйственная академии,
различные НИИ, музеи, театры,
среди них – Государственный
театр оперы и балета. Удмуртия
широко известна своими ружьями,
автомобилями, это родина
отечественного
мотоциклостроения. Она
традиционно воспринимается как
своеобразный оборонный цех
страны (Ижевский и Воткинский
железоделательные заводы были
основаны еще в середине XVIII
в.). Преимущественная ориентация на
военно-промышленный комплекс
привела к диспропорциям в развитии
экономики и серьезным проблемам в
жизни республики, особенно в
последние годы.
|
|
Наверх
|
Этногенез
и этническая история:
Имеющиеся археологич.
материалы позволяют считать, что
тер-я Удмуртии заселялась с эпохи
мезолита. Этническая
принадлежность древн. населения
не установлена. Основой для
формирования древних У. послужили
автохтонные племена
Волго-Камья. В разные историч.
периоды имели место
иноэтнические включения (индоиранские,
угорские, раннетюркские,
славянские, позднетюркские).
Истоки удм. этногенеза восходят к
ананьинской археологич. к-ре (VIII –
III вв. до н.э.). В этническом
отношении она представляла собой
еще не распавшуюся, гл. обр. финно-пермскую
общность. Ананьинские племена
вели оживленный этнокультурный
обмен с дальними и близкими
соседями. Среди археологич.
находок довольно часты
серебряные украшения южного
происхождения (из Ср. Азии, с
Кавказа). Наибольшее значение для
пермян имели скифо-сарматские
контакты, о чем свидетельствуют
многочисленные языковые
заимствования.
В результате контактов с индоиранскими
племенами ананьинцы переняли от
них более развитые формы
хозяйствования. Скотоводство и
земледелие с охотой и
рыболовством заняли ведущее
место в хоз-ве пермского
населения. Уже тогда были
известны все разводимые ныне в
регионе виды домашних животных:
лошадь, крупный рогатый скот, овца,
коза, свинья.
На рубеже н.э. на основе ананьинской к-ры
вырастает ряд прикамских
локальных культур. Среди них
наибольшее значение для удм.
этногенеза имела пьяноборская (III
в. до н.э. – II в. до н.э.), с к-рой у У.
обнаруживается неразрывная
генетич. связь.
В результате процессов саморазвития и
расселения, освоения новых
территорий, притока пришлых
племен с юга и из-за Урала во 2-ой
пол. 1 тыс. н.э. на базе
позднепьяноборских вариантов (поломская,
азелинская к-ры) оформляется
древнеудм. этноязыковая общность,
к-рая располагалась, вероятно, в
бассейне нижнего и среднего
течения р. Вятки и ее притоков.
Верхним рубежом археологии У. явл.
чепецкая к-ра (IX – XV вв.).Продолжение
>>>
|
|
Наверх
|
Хозяйство
и материальная культура
У. входят в Волго-Уральскую ист-этногр.
область, для к-рой хар-но
устойчивое сочетание
этнокультурных компонентов
разного историч. происхождения,
обусловленное спецификой
географического местоположения
Поволжья. Являясь аборигенами
края, они испытали длительное
этнокультурное воздействие со
стороны соседей, в свою очередь и
сами активно воздействовали на
них, что способствовало сложению
общих культурно-бытовых черт,
наблюдающихся в сфере языка,
материальной и духовной культуры,
хозяйственно-экономического
уклада этих народов.
У. довольно рано (с эпохи бронзы) перешли к
производящим формам хозяйства:
земледелию и животноводству.
Хоз-во У. до Окт. революции можно
характеризовать как
неспециализированное, смешанное,
с преобладающей ролью земледелия.
Для междуречья Камы и Вятки –
территории заселения У., как и для
всего Русского севера, характерно
«лесополье» – комбинация подсеки
и перелога с трехпольем.
Земледельческие орудия – косуля
вятского типа, соха (пу геры) с
двумя сошниками, сабан, с конца 19 в.
железный плуг (корт геры), борона
суковатка, рамная борона (усы) с
деревянными, позднее железными
зубьями. Малоплодородные лесные
земли нуждались в обязательном
удобрении. Экстенсивное
земледелие приводило к истощению
почвы и частым неурожаям. Однако
удм. земледельцы, считавшиеся
одними из самых искусных в
Поволжье, получали неплохие
урожаи: сам-4, сам-7, сам-12,
зафиксированы рекордные урожаи
сам-20 и даже сам-40. Сеяли вручную.
Урожай убирали серпами (сюрло),
иногда скашивали косами-литовками
(кусо). Молотили цепами (кутэс) на
грунтовых и ледяных токах. Зерно
мололи на ручных жерновах (кикќ),
водяных и ветряных мельницах (вуко,
тќл вуко). Сеяли преимущественно
морозоустойчивые зерновые
культуры: рожь (њег), ячмень (йыды),
овес (сезьы), а также – пшеницу (чабей),
гречиху (сьќд чабей), горох (кќжы),
просо (тари), полбу (вазь). Из
технических культур возделывали
коноплю (пыш), позднее лен (етћн).
Огородничество в прошлом играло
сравнительно небольшую роль.
Выращивали для домашнего
употребления капусту, огурцы,
брюкву, редьку и др. В общих
посевах, напр., в 1913 г. зерновые
культуры занимали 93 %, лен – 4,1 %,
картофель – 2 %, многолетние травы
– 0,1 %. Продолжение
>>>
|
|
Наверх
|
Духовная
культура
Большое место в жизни удм. деревни играли
календарно-обрядовые праздники,
связанные с важн. этапами с.-х.
работ. Обрядовое содержание
календарных праздников состояло
из жертвоприношений, молитвенных
и песенных заклинаний (куриськон),
различных магических действий,
призванных отвести несчастья и
неудачи, обеспечить плодородие
земли и скота, здоровье членов
семьи, в целом хоз-ное и семейное
благополучие крестьянина. После
официальной обрядовой части
следовала развлекательная:
веселое народное гуляние с
хороводами, играми, пляскам.
Подготовка и проведение
праздников санкционировалось
общиной.Продолжениe
>>>
|
|
Наверх |
|
Текст:
проф.,
д.и.н. В. Владыкин,
д.и.н.
Л. Христолюбова
(ссылки
при перепечатке и цитировании
обязательны)
|
ВНИМАНИЕ!!!
Если
Вы хотите опубликовать на нашем
сайте Ваши научные труды, рефераты,
дипломные, курсовые работы и др. по
сходной тематике – присылайте их нам.
Ваши авторские права будут сохранены!
savulen@narod.ru
|
Фотоальбом
Контактная
информация
Последнее
обновление:
Наверх
| |