Найти: на

Проект "Удмуртская этнография"

Лого

Удмуртский Госуниверситет


Общие сведения
Этническая история
Язык
материальная культура

Материальная культура

духовная культура
Духовная культура
фотогалерея
Фотогалерея
По всем вопросам по поддержке, дизайну и содержанию сайта обращаться сюда:
savulen@narod.ru

Внимание!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru

Лента

 

удмуртская девушка

 

УДМУРТЫ

 

 

Общие сведения:

 (самоназв.), удморт, укморт – народ (746,8 тыс. чел., 1989), коренное население Удмуртской Республики. Числ. в России 715 тыс. чел., в Удмуртии – 496,5 тыс., живут также в Татарии, Башкирии, Казахстане, Перской., Кировской, Екатеринбургской областях. По антропологичесим характеристикам удмурты относятся к субуральскому (вятско-камскому) или сублапонидному типу. Он сформировался в результате смешения между европеоидными и монголоидными группами. В составе удмуртов выделяют несколько локальных антропологич. подтипов. Удмурты говорят на удмуртском яз., к-рый относится к пермской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков. Имеются диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Большинство У. говорит на русском языке. Письменность на основе русского алфавита.

Большая часть верующих У. – православные, некоторая часть придерживается традиц. верований, а часть исполняет как православные, так и собственно удмуртские обряды.

Удм. Республика расположена в северо-западном лесном Приуралье. Как государственное образование удмуртского народа учреждена 4 ноября 1920 г. Территория Удмуртии(42,1 тыс.кв.км.) больше Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, примерно равна площади Дании. По переписи 1989 г. Удмуртию населяет 1609,1 тыс. чел. Столица – Ижевск (по удмуртски Ижкар/ Ошкар), сравнительно молодой, но быстро растущий город (650 тыс. жит.), крупный индустр., науч., культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом. Здесь успешно функционируют Удм. гос. университет, Ижевский технич. университет, медицинская и сельскохозяйственная академии, различные НИИ, музеи, театры, среди них – Государственный театр оперы и балета. Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения. Она традиционно воспринимается как своеобразный оборонный цех страны (Ижевский и Воткинский железоделательные заводы были основаны еще в середине XVIII в.). Преимущественная ориентация на военно-промышленный комплекс привела к диспропорциям в развитии экономики и серьезным проблемам в жизни республики, особенно в последние годы.


Наверх


Этногенез и этническая история:

Имеющиеся археологич. материалы позволяют считать, что тер-я Удмуртии заселялась с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древн. населения не установлена. Основой для формирования древних У. послужили автохтонные племена  Волго-Камья. В разные историч. периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские).

Истоки удм. этногенеза восходят к ананьинской археологич. к-ре (VIII – III вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся, гл. обр. финно-пермскую общность. Ананьинские племена вели оживленный этнокультурный обмен с дальними и близкими соседями. Среди археологич. находок довольно часты серебряные украшения южного происхождения (из Ср. Азии, с Кавказа). Наибольшее значение для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисленные языковые заимствования.

В результате контактов с индоиранскими племенами ананьинцы переняли от них более развитые формы хозяйствования. Скотоводство и земледелие с охотой и рыболовством заняли ведущее место в хоз-ве пермского населения. Уже тогда были известны все разводимые ныне в регионе виды домашних животных: лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, свинья.

На рубеже н.э. на основе ананьинской к-ры  вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для удм. этногенеза имела пьяноборская (III в. до н.э. – II в. до н.э.), с к-рой у У. обнаруживается неразрывная генетич. связь.

В результате процессов саморазвития и расселения, освоения новых территорий, притока пришлых племен с юга и из-за Урала во 2-ой пол. 1 тыс. н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская к-ры) оформляется древнеудм. этноязыковая общность, к-рая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии У. явл. чепецкая к-ра (IX – XV вв.).Продолжение >>>


Наверх


Хозяйство и материальная культура

У. входят в Волго-Уральскую ист-этногр. область, для к-рой хар-но устойчивое сочетание этнокультурных компонентов разного историч. происхождения, обусловленное спецификой географического местоположения Поволжья. Являясь аборигенами края, они испытали длительное этнокультурное воздействие со стороны соседей, в свою очередь и сами активно воздействовали на них, что способствовало сложению общих культурно-бытовых черт, наблюдающихся в сфере языка, материальной и духовной культуры, хозяйственно-экономического уклада этих народов.

У. довольно рано (с эпохи бронзы) перешли к производящим формам хозяйства: земледелию и животноводству.

Хоз-во У. до Окт. революции можно характеризовать как неспециализированное, смешанное, с преобладающей ролью земледелия. Для междуречья Камы и Вятки – территории заселения У., как и для всего Русского севера, характерно «лесополье» – комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Земледельческие орудия – косуля вятского типа, соха (пу геры) с двумя сошниками, сабан, с конца 19 в. железный плуг (корт геры), борона суковатка, рамная борона (усы) с деревянными, позднее железными зубьями. Малоплодородные лесные земли нуждались в обязательном удобрении. Экстенсивное земледелие приводило к истощению почвы и частым неурожаям. Однако удм. земледельцы, считавшиеся одними из самых искусных в Поволжье, получали неплохие урожаи: сам-4, сам-7, сам-12, зафиксированы рекордные урожаи сам-20 и даже сам-40. Сеяли вручную. Урожай убирали серпами (сюрло), иногда скашивали косами-литовками (кусо). Молотили цепами (кутэс) на грунтовых и ледяных токах. Зерно мололи на ручных жерновах (кикќ), водяных и ветряных мельницах (вуко, тќл вуко). Сеяли преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры: рожь (њег), ячмень (йыды), овес (сезьы), а также – пшеницу (чабей), гречиху (сьќд чабей), горох (кќжы), просо (тари), полбу (вазь). Из технических культур возделывали коноплю (пыш), позднее лен (етћн). Огородничество в прошлом играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего употребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, напр., в 1913 г. зерновые культуры занимали 93 %, лен – 4,1 %, картофель – 2 %, многолетние травы – 0,1 %. Продолжение >>>


Наверх


Духовная культура

Большое место в жизни удм. деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важн. этапами с.-х. работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хоз-ное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: веселое народное гуляние с хороводами, играми, пляскам. Подготовка и проведение праздников санкционировалось общиной.Продолжениe >>>


Наверх

Текст: 

проф., д.и.н. В. Владыкин, 

д.и.н. Л. Христолюбова

(ссылки при перепечатке и цитировании обязательны)


ВНИМАНИЕ!!!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru 



Фотоальбом

Контактная информация
 
 savulen@narod.ru
Последнее обновление:

Наверх

 

Хостинг от uCoz