Найти: на

Проект "Удмуртская этнография"

Лого

Удмуртский госуниверситет


Общие сведения
Этническая история
Язык
Материальная культура

Материальная культура

Духовная культура
Духовная культура
Фотогалерея
Фотогалерея
По всем вопросам по поддержке, дизайну и содержанию сайта обращаться сюда:
savulen@narod.ru

Внимание!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru

Лента

Удмуртское языческое моление

Традиционное хозяйство и материальная культура удмуртов (Продолжение):

      >>> С переходом У. в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 в. их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, напр.: к рождеству, крещению, пасхе, троице и др. Постепенно и названия традиц. удм. праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

В дни зимнего солнцестояния, называемого вожодыр, отмечали праздник толсур. На него назначали свадьбы, приглашали гостей. Характерными элементами этих дней были ряженье и гадания. Завершался период обрядом проводов всяких злых духов-вожо (вожо келян). Весело праздновали масленицу. Ее характерные черты – валяние в снегу, катание на всевозможных средствах с гор, на лошадях по улицам, на прялке во дворе, чтобы конопля длинной росла. Обрядами отмечали весеннее пробуждение природы и начало года земледельца. Распустившимися ветками вербы ударяли слегка весь скот, чтобы он плодился, клали ветки в короба, в к-рых утки и гуси высиживали птенцов. Разнообразные обряды связаны с великим четвергом: на ночь на столе оставляли хлеб, соль, к дверным и оконным косякам прикалывали можжевеловые или рябиновые ветки, клали металлические предметы, очерчивали металлическим предметом двор, утром мылись в бане, прыгали во дворе через костер, окуривали помещения, окликали и пересчитывали скот. Устраивали веселье по поводу вскрытия реки (йќ келян) и в честь первых проталинок (гуждор шыд). Самый важный праздник – гырыны потон или акашка, позднее пасха – посвящался началу весенней страды. В ряде южных районов помнят еще приуроченную к этому дню обрядовую мелодию, к-рую пели один раз в год. В разных местах акашку отмечали от 3 до 7 дней, каждый из которых имел свое название и обрядность. В эти дни сначала парни, затем девушки отмечали свое совершеннолетие. Завершению весенне-полевых работ и распустившейся зелени посвящали праздник, называемый в разных местах гербер, гужем юон, куарсур. Проводили обряды благодарения (бусы вќсь) и народные гуляния. В засушливое лето выполняли магический обряд вызывания дождя (зор курон). Праздники осеннего цикла посвящены приготовлению каши и хлеба из нового урожая (выль љук), окончанию уборочных работ (сћзьыл юон), началу забоя скота (выль шыд). Нек-рые развлечения приурочивались к определенным праздникам (игры с яйцами – в пасху, качели – от пасхи до троицы, ряженье – осенью в святки), другие – песни, пляски, игры – были неотъемлемой частью любого празднества.

С древности развито декор.-прикладное искусство: керамика, изделия из кости, бронзовые украшения. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 вв. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, гарусными, шелковыми, х.-б. нитками, мишурой. Традиц. узор геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные, темные тона, полученные благодаря природным красителям. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастирующих: красного, черного, коричневого на белом фоне. Вышивка южных У. под влиянием тюркояз. соседей в конце 19 в. стала более полихромной. Характер орнаментации и композиции рисунка зависели от типа одежды, ее назначения и локализации узора. Наиболее хар-е традиц. вышитые изделия – рукава женских рубах и съемные нагрудники – кабачи. Традиц. вышивка ныне утрачена, ее образцы явл. достоянием музеев.

В конце 19 в. распространяется узорное ткачество и постепенно вытесняет вышивку. В закладной, браной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Узорное тканье живет и в наши дни: ткаными изделиями украшают жилище. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, гол. уборы. Худож. обработка дерева – долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте – применялись при изготовлении разнообразной домашней утвари; с нач. 20 в. резьбой стали украшать фронтоны домов, наличники окон и ворота.

В устном нар. творчестве – мифы о возникновении земли, человека, различн. животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Начиная с загадок о человеке, постепенно расширяли тематику: загадывали о предметах, находящихся дома, во дворе, в деревне, поле, в лесу, о природных явлениях и небесных телах. Главное место в  фольклоре занимало песенное творчество (кырњан, мадь, крезь). У. более всего выражал себя в песнях, складывая их по разным поводам. В литературе зафиксированы ритуальные песни охотника и пчеловода, у сев. У. – специальные похоронные мелодии (ватон крезь). В разных локальных традициях свои свадебные, рекрутские, солдатские песни. Есть сиротские песни о несчастной доле. Молодежь распевала лирические, игровые, плясовые песни. С песнями встречали и провожали гостей, или обменивались как подарками. По нар. представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь. В то же время бытовало мнение, что искусство пения – это печать несчастного человека.

Самые простые танцы – хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон) и парный перепляс (ваче эктон), женский танец ширъян, плавный, спокойный, без резких движений, фигурные танцы типа кадрили, называвшиеся по кол-ву танцоров: танец втроем (куинен эктон), вчетвером, вшестером. Пение и танцы сопровождались игрой на муз. инструментах: гуслях (крезь), варгане (ымкрезь, ымкубыз), свирели и флейте из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынке (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 в. древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

Одной из форм совр-го бытования фольклора явл. деят-ть многочисленных фольклорных коллективов, организация фольклорных вечеров и республиканских фольк-х праздников.

Наряду с официальным христианством, у У. длительное время сохранялись самобытные формы религиозных воззрений, к-рые группировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов. Семейно-родовые культы подразделялись на культ семейно-родовых святынь и культ предков, типологически соответствующие материнскому и отцовскому роду. Культ семейно-родовых святынь проявлялся, гл.обр., в почитании родового или семейного святилища воршуда (быдњым или покчи куа). Еще в нач. столетия в каждой удм. деревне и почти в каждой семье был свой воршуд. Воршудом У. называли разные религиозно-мифологические комплексы: 1) родовую или семейную святыню, хранившуюся в святилище-куа (чаще всего это особая воршудная коробка, с ее содержимым – символической моделью мира), священным считался также очаг; 2) божество-покровителя рода или семьи; 3) совокупность идей, обрядов, связанных с ним; 4) зоо-, орнито- или антропоморфное изображение божетсва; 5) особый знак – дэмдор, обозначающий принадлежность к данному воршуду, к-рый обычно носили женщины вместо креста; 6) экзогамное объединение родственников, имеющих одного покровителя-воршуда. Зафиксировано около 70 воршудов. В честь покровителя-воршуда устраивались регулярные моления. Культ предков наиболее ярко проявлялся в погребальном ритуале и обычаях родовых и семейных поминок.

Аграрные культы – совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия земли. Наряду с календарными проводились и экстраординарные моления по случаю засухи, града, эпизоотий и т.д. Для удм. пантеона было характерно большое кол-во богов, божеств, духов и различных мифологических существ (их общее число около 40). Главными из них были Инмар – бог неба, Кылдысин – бог земли, Куазь – бог погоды. Кроме того, почитались небожительницы: Шунды-мумы – Мать солнца, Гудыри мумы – Мать грома, Инву мумы – Мать небесной влаги, Нюлэсмурт – Хозяин леса, Вумурт – Хозяин воды. Особое место занимало поклонение священной роще (Луд), почитание деревьев: березы, ели, сосны, рябины, ольхи. Удм. языческий клир – это выборные представители, но уже с элементами наследственности. Из рода жреца выбирали главного жреца (вќсясь) и несколько помощников. Особое место занимали туно – знахарь, гадатель, шаман, он же выбирал главного жреца, и тќро – наиболее уважаемое, почетное лицо, освящавшее своим присутствием все обрядовые действия. Общение удм. жрецов с божествами во многом осуществлялось через специальные молитвы, заклинания (куриськон) с каноническим построением и с элементами импровизации. Общее число умилостивительных обрядов в году насчитывалось до 60 – 70, больших молений около 10. Ритуалы жертвоприношений были строго регламентированы (сроки и место проведения, состав участников, их функции, одежда, утварь, набор жертвоприношений, этапы моления и т.д.).

В период господства вульгарного атеизма под лозунгом борьбы с культурной отсталостью и замкнутостью беспощадно уничтожали традиционные институты У., многие священные места были разрушены, служители культа и даже участники молений объявлялись врагами народа, кулацкими элементами со всеми вытекающими последствиями. Религия У. приобрела почти подпольный характер, стала своеобразным “языческим сектантством”, деформировалась в сознании народа.

Специфика удм. религии на соврем. этапе хар-ся приобретением особо сложных форм синкретизма, где причудливо переплетаются не только элементы собственно религии (христианства, ислама – в зоне активного противостояния к-рых постоянно находилась религия У.), но и фрагменты несистематизированных научных знаний. Появляются своеобразные спекуляции на науке, полузнании. Модными становятся обращения к народной, природной языческой религии.

В конце 1980-х гг. возросло нац. движение У., вызванное усилением нац. самосознания, либерализацией соц.-политич. жизни в стране. Инициатором выступил «Клуб удмуртской культуры» (создан в 1988 г.), на базе которого возникло «Общеество удмуртской культуры» (1989 г.). В 1991 г. создана Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» во главе с президентом, в 1992 г. – удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце»).


Текст: 

проф., д.и.н. В. Владыкин, 

д.и.н. Л. Христолюбова

(ссылки при перепечатке и цитировании обязательны)


Наверх

Литература:

ВНИМАНИЕ!!!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru 

 



Фотоальбом

Контактная информация
 
 savulen@narod.ru
Последнее обновление:

Наверх

 

Хостинг от uCoz