Найти: на

Проект "Удмуртская этнография"

Лого

Удмуртский госуниверситет


Общие сведения
Этническая история
Язык
материальная культура

Материальная культура

Духовная культура
Духовная культура
Фотогалерея
Фотогалерея
По всем вопросам по поддержке, дизайну и содержанию сайта обращаться сюда:
savulen@narod.ru

Внимание!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru

Лента

Традиционная удмуртская архитектура

Традиционное хозяйство и материальная культура удмуртов (Продолжение):

      >>> Неотъемлемой частью традиционного удм. хоз-ва было животноводство. Разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, довольно много домашней птицы. Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь «вятка» местной селекции и романовская овца, дававшая хорошую шерсть и отличную овчину. Летом скот содержали без пастухов на вольном выпасе в «поскотинах» – специально огороженных участках леса. Поля от потравы тоже огораживали. Животноводство, кроме тягла, продуктов питания, удобрения для полей, обеспечивало также сырьем для изготовления одежды, нек-рых предметов быта.

Важное место в хоз-ве удм. крестьянина занимали разнообразные неземледельческие занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, к-рые, утратив свое главенствующее значение, еще долго служили важным подспорьем.

Исследователи 18 – 19 вв. отмечали наблюдательность и искусство удм. охотников, прекрасно знавших повадки зверей  и птиц. Промышляли белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей, охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой, устраивали облавы. Орудия лова были разнообразны: луки и стрелы (пукыџ, ньќл); капканы; захлопывающиеся ловушки (кечкор, нальк), клетки, тенета (казь), ловчие ямы. На птиц устанавливали силки из конского волоса, из веток и прутьев, ловушки из колосьев и мелких досок. Ружья были у немногих. Пушнина рано приобрела тварный характер.

У. с древности занимались бортевым пчеловодством. Отдельные семьи имели по неск. десятков бортей в лесу. Их помечали семейными знаками (пус). В 18 в. борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, затем их заменили ульи-колоды, к-рые ставили на приусадебных участках. Так постепенно переходили к пасечному пчеловодству. Дореволюц. авторы писали об У. как искусных пчеловодах. Мед был обычен в удм. хоз-ве. Еще в 17 в. вывозили мед и воск на продажу.

Обилие рыбы в реках стимулировало занятие населения рыбной ловлей. Промышляли и ценную рыбу: стерлядь, судака, хариуса. Рыболовные снасти изготовляли сами. Ловили крючками (визнан), бреднями (калтон), переметами, сачками, сетями (чилеп, сак, сеть). Устраивали самоловные снасти: морды, верши (мурдо), иногда для этого перегораживали небольшие речки. Ночью ловили рыбу с лодки острогой (шибоды). Места рыбного лова так же, как и охотничьи и бортные угодья, порой закреплялись за отдельными семьями, группами родственников. Рыболовство имело в основном домашний характер.

Составной частью традиц. хоз-ва У. были ремесла и промыслы. Для У. были характерны в основном лесные промыслы: рубка леса и заготовка древесины (У.-«ламшаны» заготовляли корабельный лес), смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольный, извозничество и др. Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространенными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Образцы тканей свидетельствуют о высоком искусстве мастериц. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удм. холсты ценились на рынке.

В Удмуртии с 18 в. сложилась развитая металлург. и металлообр. промышленность (Ижевский, Воткинский и др. заводы), однако У. использовались лишь на вспомогательных работах, непосредственно на производство не допускались. В настоящее время Удм. республика имеет мощный промышленный потенциал. Здесь производится каждый 3-й в стране мотоцикл и редуктор, 90 % охотничьих ружей, около 10 % автомобилей и много др. продукции. В металлургич., машиностр-й, лесной, деревообр-й, нефтедобывающей, легкой и пищевой пром-ти – всюду сейчас трудятся У., рабочие, инженеры. Однако большинство У. по-прежнему занято в с.-х. пр-ве, к-рому в республике всегда отводилась второстепенная роль. В развитии хоз-го комплекса Удмуртии отчетливо прослеживаются диспропорции: республика долгое время была заложницей военно-промышленного комплекса, оборонной пром-ти. Первоочередной задачей оптимизации хоз-го механизма явл. конверсия, определение приоритетных направлений.

Социальная организация У. характеризуются значительной архаичностью и консерватизмом. Основной социальной ячейкой традиц. удм. общества была поземельная соседская община (бускель), делами к-рой управлял совет (кенеш). Вся структура удм. общины была пронизана родственными отношениями, имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хоз-во, жила на одной усадьбе. При разделе (яна потон) соблюдался принцип как минората, так и майората. Отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнезда (бќляк, иськавын), сохранялись нек-рые элементы общего хоз-ва (бќлячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.

Населенные пункты (гурт) У. располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До сер. 19 в. удм. гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселений. Во 2-й пол. 19 в. согласно правительственным указам внедряется уличная планировка. Приверженность традиц-й структуре поселений при этом выразилась в том, что родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимич. названием. Исторически сложившимися типами поселений у У. были деревни, села, починки.

Для удм. поселенй в прошлом хар-но наличие общественных строений: общинных складов с резервными запасами зерна, родовых святилищ. У реки в ряд стояли бани, общие на три-четыре семьи каждая, в нек-ром отдалении от усадеб располагались гумна. Общими были и колодцы. В селах были церкви, торговые лавки, волостные учреждения, школы. Все улицы завешались изгородью с полевыми воротами, к-рые создавали замкнутое пространство поселения и играли существенную роль в традиц. быту.

Облик поселений в сов. период заметно изменился. Они перестраивались по новой планировке с выделением административно-общественного центра, включающего админ-е помещения и здания культурно-бытового назначения, животноводческих комплексов и производств-х мастерских. Новые улицы застроены типовыми домами. Все поселения радио- и электрифицированы, во многих есть водопровод.

Ныне ок. 45 % У. республики живут в городах. В Удмуртии 6 гор.: Ижевск (635 тыс. чел. 1989 г.), Сарапул (111 тыс. чел.), Глазов (104 тыс. чел.), Воткинск (103 тыс. чел.), Можга (46 тыс. чел.), Камбарка (17 тыс. чел.) и 15 п.г.т., в т.ч. Игра (22,2 тыс. чел.), Ува (18 тыс. чел.), Балезино (17,4 тыс. чел.).

Традиц. жилище У. – наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями (корказь). Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее – на стропилах. Углы рубили в обол, пазы прокладывали мхом или куделью. В нач. 20 в. зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удм. изба соответствовала северно-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг северные У. с подвешенным, южные, как татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол (тќр сэрег), где стояли стол (љќк) и стул (пукон) для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки (њус), над ними – полки (љажы). Местом для сна служили нары (паськыт њус) и полати.

Изба была зимним жилищем. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удм. крестьянина были погреб (йќгу) с навесом или срубным помещением – кладовкой над ним, навесы для дров и хоз-го инвентаря (липетул, лапас). Хлева и скотный двор (гид азбар), отделенные забором, примыкали к чистому двору.

Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хоз-го амбара, соединенные оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трехгранной выемчатой резьбы.

Во 2-й пол. 20 в. изменились внешний вид и внутр. планировка домов. Их как и прежде больше строят из бревен, однако все чаще используются кирпич и бетон. Фронтоны, наличники окон и ворота украшают пропильной и накладной резьбой и полихромной раскраской. Просторные дома разделяются на комнаты, многие имеют застекленные веранды, заменившие в качестве летних спален кеносы. Кирпичную печь с плитой ныне ставят устьем к боковой стене, в к-рой прорубают окно, а позади печи оставляют проход из прихожей на кухню. Есть дома с паровым отоплением. Стол чаще стоит не в углу, а в простенке между окон у фасадной стены. Мебель фабричная, лишь на кухне некоторые оставляют лавки. Интерьер в целом напоминает городскую квартиру. Традиц. стиль в убранстве жилья сохраняется у немногих (2 %).

Одежду У. шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиц. одежде выделяют северный, южный варианты, к-рые в свою очередь подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментации, украшениями, отдельными предметами. Североудм. жен. костюм нач. 20 в. состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съемным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат (шорт дэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетеной опояской и передником (азькышет) без грудки. У южных У. к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Рукава к кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные У. шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой были полушерстяные и шерстяные кафтаны (зыбын, дукес, сукман) и шубы (пась, шуба). Обувь – узорные чулки, вязаные (пыдвыл) или сшитые холщовые носки (чуглэс), лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки (ката), валенки (гын сапег). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные – неотрезными и без сбор., но приталенными.

Головные уборы – налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) – аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи гол. уборы – платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлич. бляшками или мелкими монетами (такъя). У нижнечепецкой группы северных У. девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удм. женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера (чыртывесь, чыртыкыш, уксётћрлык, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных У. преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.

Муж. одежда была менее разнообразна: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, замененными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями (е) или шерстяными ткаными поясами (зар, кускерттон, путо). Муж. гол. уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – холщовые или шерстяные онучи (бинялтон, ыштыр), лапти, сапоги (сурон сапег), валенки (гын сапег). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской.

В наст. Время муж. костюм полностью утратил нац. своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют себе удм. дэремы из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, к-рые носят с однотонными вышитыми передниками. На голову повязывают платок, на ногах туфли с капроновыми чулками. Это праздничный наряд женщин и девушек южных районов. Сохранившуюся домотканую одежду и традиц. украшения надевают на свадьбу и для выступлений на концерте. Большинство соврем. У. носит одежду городского типа, покупая ее в готовом виде.

Основу питания У. составляют растительные продукты в сочетании с животными, что явл. отражением комплексности хоз-ва. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. В сушеном и соленом виде их заготавливают на зиму. Традиц. хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепешки с молочной подливой (зыретэн табань) в прошлом из гречишной и овсяной муки, теперь пшеничные, блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками – мясной, грибной, капустной и т.д.; всевозможные пироги из кислого и пресного теста. Одно из любимых кушаний – пельмени (пельнянь – букв. «хлебное ушко»), мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Пельмени вошли в международную кулинарию.

Как и в прошлом, варят различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшей, с грибами, горохом, с крупой и капустой, уху (чорыг лым), кот., как многие финно-угорские народы, заправляют взбитыми яйцами; весной щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши (љук) из разных круп, иногда вперемежку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка (йќлпыд), творог (кузятэм). Масло (вќй) и сметана (нќкы) в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и блюда из яиц. С 1960-х гг. они стали повседневными. К традиц. соленьям из капусты, огурцов, грибов добавились соленые и маринованные помидоры и кабачки. Из сладких кушаний почитали мед, готовили сладости из конопляного семени (кенэм пќзьтэм). Получили распространение ягодные и фруктовые варенья, компоты. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка), ягодные морсы. Меню У. в последние десятилетия расширилось за счет ставших интернац-ми кушаний городской кухни. Большую роль в их питании играют столовые, магазины, кулинарии. Мясо употребляется в вяленом, печеном, но преимущественно в отварном виде, а также в виде начинок для пирогов, пельменей, ватрушек. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).

Текст: 

проф., д.и.н. В. Владыкин, 

д.и.н. Л. Христолюбова

(ссылки при перепечатке и цитировании обязательны)


Наверх

Литература:

ВНИМАНИЕ!!!

Если Вы хотите опубликовать на нашем сайте Ваши научные труды, рефераты, дипломные, курсовые работы и др. по сходной тематике – присылайте их нам. Ваши авторские права будут сохранены! 

savulen@narod.ru 

 



Фотоальбом

Контактная информация
 
 savulen@narod.ru
Последнее обновление:

Наверх

 

Хостинг от uCoz